Коллекция открыток СССР 1955-1991 гг.

О проекте * Коллекция карманных календарей * Галерея любительских фотографий

[ остановить слайдшоу ]

«Гость приехал». 1969

Гость приехал -  Салихитдин Айтбаев - 1969.jpg Гость приехал -  Салихитдин Айтбаев - 1969.jpg Набережная реки ИшимМиниатюрыФонтаны на площади театра им. Мухтара Ауэзова

"Гость приехал"

Айтбаев Салихитдин Абдысадыкович
Живописец, художник, заслуженный деятель искусств Казахстана, лауреат премии Ленинского комсомола.


        Картина С. Айтбаева "Гость приехал" посвящена обычаю и ритуалу гостеприимства, священному для тюркской культурной традиции.

        Смысл обычая гостеприимства, обязывающего радушно привечать любого, как случайного, так и желанного гостя коренится в глубинных слоях культурной традиции и сознания казахов. Эта традиция и сам ритуал глубоко многозначны. Это и отождествление гостя, входящего на время в мир твоего дома с человеком, гостем, входящим на время жизни в земной мир. Это и традиция помнить, что с гостем в дом входит Аллах. Доброжелательность, гостеприимство хозяина к гостю отождествляется с радушием судьбы по отношению к его собственной жизни на этой земле. Осознание того, что "все мы гости в этом мире" является базой для, свято соблюдаемого, обычая гостеприимства.

        В картине продолжает развитие устойчивой традиции казахского изобразительного искусства переводить частный мотив на уровень всеобщего, вводить в быт универсальную компоненту. Так камерный, казалось бы, мотив и обыденный ритуал переводятся художником в русло универсальных и извечных представлений, сиюминутный момент жизни ставится в зависимость от сакральной концепции происхождения человека и смысла его жизни. Получает приобщение к священным сферам через систему ритуала. Так будничная жизнь в его картине входит в число высших ценностей бытия человека.

        Осмысление этого древнего ритуала интерпретируется в живописном полотне на разных уровнях. Есть в нем непосредственная открытость народного миропонимания, картина читается как визуальный фольклор. В работе претворены приемы композиционного решения миниатюры, цветовая локальность и чистота ясных открытых красок.

        Чередование, разворачивающихся один за другим композиционных планов, последовательно раскрывает ситуацию прибытия гостя к юрте радушного хозяина. Действия персонажей и драматургическое действие самого сюжета раскрывается художником в соответствии его главному духовному идеалу. Мир природы и человека, как слаженная и единая система, как мир простых и вечных истин, где строят свою жизнь и воспитывают детей по заповедям отцов, возникает здесь как жизненный принцип.

        Картина мира в картине художника состоит из звеньев единого целого с его основной сценой, где к беседующим за чаем мужчинам, с церемонными ритуальными жестами присоединяется еще один гость, с вежливым поклоном встречаемый хозяином, и второстепенными, где мальчишка уводит за юрту стреноженного коня и виднеется краешек казана с мясом, кипящим на огне, где девочка доит кобылицу и несутся вскачь по пологим степным холмам жеребята.

        Эстетизация жеста как художественного приема и особенного момента традиционной этики Востока очевидна для общего строя картины. Подчеркнуты и словно замедлены для того, что зритель мог понять их важность жесты каждого персонажа полотна. Они отчетливо читаемы, словно еще раз направляя нашу мысль к глубокой внутренней семантике традиционной жизни, где быт отождествлялся с бытием. Вневременной пласт национального сознания, не зависящий от требований идеологии и поворотов политики, поднимает С.Айтбаев в своей картине.

        Прочувствованные, каждая во всей полноте, сценки повседневной жизни не воспринимаются как разрозненные фрагменты. Они увязаны между собой в сознании художника и в его полотне сетью невидимых нитей, создают в результате живописный синоним целостного, гармоничного и уравновешенного в своем счастливом постоянстве бытия.

        Через ритмически четко организованные "части" жизни художник воссоздает структуру её "целого". Каждая из этих частей имеет свою сюжетную завершенность, но каждая является и незаменимым звеном в общем звучании целого. При условии сохранения своей целостности мир в восприятии художника включается в единый циклический процесс, где все существующее повторяясь и возрождаясь, осуществляет вековую мечту традиции о бесконечном пути человека во времени, о бессмертии народа.

        Идеально и идеалистично трактует народные ритуалы и народное сознание художник. В его произведении пластически выразительно и колористически мощно претворено традиционно казахское понимание природы как высшего начала и человека как познающего, мудро принимающего законы мироздания.