Коллекция открыток СССР 1955-1991 гг.

О проекте * Коллекция карманных календарей * Галерея любительских фотографий

Начало / 50 По оценкам /

«Гость приехал». 1969

Гость приехал -  Салихитдин Айтбаев - 1969.jpg Гость приехал -  Салихитдин Айтбаев - 1969.jpg СменаМиниатюры

"Гость приехал"

Айтбаев Салихитдин Абдысадыкович
Живописец, художник, заслуженный деятель искусств Казахстана, лауреат премии Ленинского комсомола.


        Картина С. Айтбаева "Гость приехал" посвящена обычаю и ритуалу гостеприимства, священному для тюркской культурной традиции.

        Смысл обычая гостеприимства, обязывающего радушно привечать любого, как случайного, так и желанного гостя коренится в глубинных слоях культурной традиции и сознания казахов. Эта традиция и сам ритуал глубоко многозначны. Это и отождествление гостя, входящего на время в мир твоего дома с человеком, гостем, входящим на время жизни в земной мир. Это и традиция помнить, что с гостем в дом входит Аллах. Доброжелательность, гостеприимство хозяина к гостю отождествляется с радушием судьбы по отношению к его собственной жизни на этой земле. Осознание того, что "все мы гости в этом мире" является базой для, свято соблюдаемого, обычая гостеприимства.

        В картине продолжает развитие устойчивой традиции казахского изобразительного искусства переводить частный мотив на уровень всеобщего, вводить в быт универсальную компоненту. Так камерный, казалось бы, мотив и обыденный ритуал переводятся художником в русло универсальных и извечных представлений, сиюминутный момент жизни ставится в зависимость от сакральной концепции происхождения человека и смысла его жизни. Получает приобщение к священным сферам через систему ритуала. Так будничная жизнь в его картине входит в число высших ценностей бытия человека.

        Осмысление этого древнего ритуала интерпретируется в живописном полотне на разных уровнях. Есть в нем непосредственная открытость народного миропонимания, картина читается как визуальный фольклор. В работе претворены приемы композиционного решения миниатюры, цветовая локальность и чистота ясных открытых красок.

        Чередование, разворачивающихся один за другим композиционных планов, последовательно раскрывает ситуацию прибытия гостя к юрте радушного хозяина. Действия персонажей и драматургическое действие самого сюжета раскрывается художником в соответствии его главному духовному идеалу. Мир природы и человека, как слаженная и единая система, как мир простых и вечных истин, где строят свою жизнь и воспитывают детей по заповедям отцов, возникает здесь как жизненный принцип.

        Картина мира в картине художника состоит из звеньев единого целого с его основной сценой, где к беседующим за чаем мужчинам, с церемонными ритуальными жестами присоединяется еще один гость, с вежливым поклоном встречаемый хозяином, и второстепенными, где мальчишка уводит за юрту стреноженного коня и виднеется краешек казана с мясом, кипящим на огне, где девочка доит кобылицу и несутся вскачь по пологим степным холмам жеребята.

        Эстетизация жеста как художественного приема и особенного момента традиционной этики Востока очевидна для общего строя картины. Подчеркнуты и словно замедлены для того, что зритель мог понять их важность жесты каждого персонажа полотна. Они отчетливо читаемы, словно еще раз направляя нашу мысль к глубокой внутренней семантике традиционной жизни, где быт отождествлялся с бытием. Вневременной пласт национального сознания, не зависящий от требований идеологии и поворотов политики, поднимает С.Айтбаев в своей картине.

        Прочувствованные, каждая во всей полноте, сценки повседневной жизни не воспринимаются как разрозненные фрагменты. Они увязаны между собой в сознании художника и в его полотне сетью невидимых нитей, создают в результате живописный синоним целостного, гармоничного и уравновешенного в своем счастливом постоянстве бытия.

        Через ритмически четко организованные "части" жизни художник воссоздает структуру её "целого". Каждая из этих частей имеет свою сюжетную завершенность, но каждая является и незаменимым звеном в общем звучании целого. При условии сохранения своей целостности мир в восприятии художника включается в единый циклический процесс, где все существующее повторяясь и возрождаясь, осуществляет вековую мечту традиции о бесконечном пути человека во времени, о бессмертии народа.

        Идеально и идеалистично трактует народные ритуалы и народное сознание художник. В его произведении пластически выразительно и колористически мощно претворено традиционно казахское понимание природы как высшего начала и человека как познающего, мудро принимающего законы мироздания.